Администрирование Lotus Notes 4.1x и Lotus Domino 4.5


Statistics/Alarm Reporter - система сбора статистики и генерации тревог


Когда на сервере запускается задача Report, она проверяет в базе Statistics & Events наличие документа Server To Monitor и далее использует в своей работе информацию из этого документа. Первоначально документ Server To Monitor создается при первом запуске задачи Event - посредством копирования документа Server из общей адресной книги с добавлением в него некоторых полей со значениями по умолчанию. Впоследствии администратор может модифицировать этот документ или создать вместо него новый.

Statistics/Alarm Reporter - система сбора статистики и генерации тревог

Рис.  11.1  Пример документа Server To Monitor

В документе задается интервал сбора статистики - поле с меткой Collection interval... - по умолчанию 60 минут, но может варьироваться от 15 до 1440 минут. Кроме того, задается интервал, с которым по документам, содержащим "разовую статистику", создается сводный отчет - поле с меткой Analysis interval:. Поле с меткой Server name: содержит имя сервера, с которого задача Report "снимает статистику". Поле с меткой Report method: определяет способ, которым задача Report должна доставлять статистику в базу сбора (обычно STATREP.NSF). Возможны два варианта:

·        Log to Database - протоколирование в базу - задача записывает документ, содержащий статистику, непосредственно в базу сбора;

·        Mail-In Database - задача отправляет документ почтой Notes по адресу почтовой базы сбора статистики.

В случае Log to Database, если база сбора статистики находится на сервере получения статистики, в поле с меткой Enter server name: следует выбрать Local - тогда задача будет записывать информацию непосредственно в базу, имя файла которой указано в поле с меткой Database to receive reports:. Если же база сбора статистики находится на другом сервере, но в той же поименованной сети Notes, что и сервер получения статистики, следует указать имя этого сервера. В случае разных поименованных сетей такой способ невозможен - приходится отправлять статистику почтой


по адресу, содержащемуся в вычисляемом поле с меткой Mail- in database address to receive reports:.

При первом запуске задачи Report в общей адресной книге создается документ Mail-In Database, "провозглашающий" созданную этой же задачей базу STATREP.NSF как базу, имеющую собственный почтовый адрес и способную принимать почту. Формат адреса: имя_сервера Statistics/имя_организации. Однако, поскольку база сбора первоначально находится на сервере получения статистики, по умолчанию статистика доставляется в нее способом протоколирования в локальную базу.

Обратите внимание, что все серверы домена, с которых собирается статистика, "несут" реплику базы EVENTS4.NSF. В то же время база STATREP.NSF не обязательно должна присутствовать на каждом из серверов домена - обычно она присутствует только на сервере сбора статистики. Если статистика должна собираться для группы серверов, включая данный, в базе сбора, расположенной на другом сервере, администратору следует удалить STATREP.NSF на данном сервере. Далее, следует оставить в адресной книге только те документы Mail-In Database, которые относятся к серверам, находящимся в разных поименованных сетях с сервером сбора статистики, согласовав в них местонахождение базы сбора статистики. Позвольте напомнить, что понятие "поименованная сеть" определено в пределах одного домена, и, следовательно, в случае разных доменов приходится использовать доставку почтой. Наконец, нужно обеспечить в документах Server to Monitor или правильный почтовый адрес базы STATREP.NSF, или правильный способ протоколирования в эту базу.

В результате задача Report начинает с заданным интервалом создавать в базе сбора статистики документы формы Statistics Report, содержащие весьма подробную информацию о состоянии сервера на момент сбора статистики. Эти документы представлены в группе видов 1. Statistics Reports... базы STATREP.NSF.

Statistics/Alarm Reporter - система сбора статистики и генерации тревог


Рис.  11.2  Вид в базе STATREP.NSF, содержащий статистику о работе сервера

Ниже приведен пример одного из таких документов. Обратите внимание, что на самом деле там представлена не вся информация из документа Statistics Report. Как видно из Рис.  11.2, в базе имеется пять видов, в каждом из которых один и тот же документ Statistics Report "отображается" по разной форме, с представлением информации из тех или иных групп полей.



Data file path:                                                       f:\notes400\data

Swap file path:                                                     Not Applicable

Number of processors:                                      1

Processor type:                                                    Intel Pentium

Server Load Statistics:

Transactions in last minute:                              8

Peak transactions per minute:                          1 413

Time of last peak transactions per minute:    30.01.97 11:37:13

Total transactions processed:                           15 118

Number of current users:                                   12

Peak number of users:                                       13

Time of last peak number of users:                 30.01.97 13:22:26

Number of sessions dropped in mid-transaction:        0

Number of server tasks:                                     19

Server Tasks:                                              

Database Server: Perform console commands

Database Server: Listen for connect requests on TCPIP

Database Server: Listen for connect requests on LAN4

Database Server: NetBIOS name server for LAN4

Database Server: Cluster Manager is idle

Database Server: Perform housekeeping chores

Database Server: Idle task

Database Server: Server for Andre A. Linev/InterTrustCorp/SU on LAN4

Database Server: Server for InterTrust/InterTrustCorp/SU on TCPIP

Database Server: Server for Vladimir A. Panov/InterTrustCorp/SU on TCPIP

Database Server: Server for Oleg G. Taranchenko/InterTrustCorp/SU on LAN

Database Server: Server for session B87000E on TCPIP

Database Server: Server for Nikolay N. Iontsev/InterTrustCorp/SU on TCPI

Database Server: Server for Oleg G. Taranchenko/InterTrustCorp/SU on LAN

Database Server: Server for InterTrust/InterTrustCorp/SU on TCPIP

Database Server: Server for Vladimir A. Panov/InterTrustCorp/SU on LAN4

Database Server: Server for NotesSrv400/InterTrustCorp/SU on TCPIP



Database Server: Server for Pavel A. Puchkov/InterTrustCorp/SU on LAN4

Database Server: Server for Alexander M. Savelyev/InterTrustCorp/SU on T

HTTP Web Server: Ready

Indexer: Updating views in mail\ALinev.nsf

SMTPMTA oseshlr0: Idle

WEB Retriever: Process(3): Idle

WEB Retriever: Process(2): Idle

SMTPMTA iseshlr0: Idle

SMTPMTA drt: Idle

SMTPMTA isesctl: Listening on SMTP port 25

SMTPMTA imsgcnv: Idle

SMTPMTA osesctl: Idle

Cluster Replicator: Idle

SMTPMTA omsgcnv: Idle

Event: Idle

Cluster Directory: Idle

Query/Set Handler: Idle

Reflector Agent: Idle

SMTPMTA: Idle

Cluster Directory: Idle

Cluster Replicator: Idle

WEB Retriever: Process(1): Idle

Reporter: Idle

Calendar Connector: Idle

Schedule Manager: Idle

Admin Process: Idle

Agent Manager: Executive '1': Idle

Agent Manager: Idle

Indexer: Updating cldbdir.nsf view '($Pathname)'

Router: Idle

Replicator: Idle

Replicator: Idle

Event Interceptor: Idle

Replication Statistics:

Number of successful replications: 278

Number of replication failures:         133

Number of documents deleted:       357

Number of documents added:         1 065

Number of documents updated:      870

Database Statistics (in bytes):

Buffer control pool used:                   91 204

Buffer control pool peak size:           196 218

Buffer pool maximum:                       6 291 456

Buffer pool used:                                 6 264 804

Buffer pool peak:                                 6 336 000

Extension manager pool used:       

Extension manager pool peak:       

NSF pool used:                                    176 468

NSF pool Peak:                                    327 030

Stats Package Statistics:

Time started:  30.01.97 09:36:37

Agent Statistics:

Hourly agent scheduled runs:           0

Hourly agent triggered runs:             1

Hourly agent unsuccessful runs:     

Hourly agent used run time:              13 Seconds



Hourly agent access denials:            0

Daily agent scheduled runs:            

Daily agent triggered runs:               

Daily agent unsuccessful runs:       

Daily agent used run time:               

Daily agent access denials:             

Хотя в базе STATREP.NSF имеются и другие виды, в том числе "пытающиеся" представить все получаемое "море" информации в псевдографическом виде, всю информацию проанализировать трудно, да и это попросту ненужно.

Вы можете предварительно описать только ситуации, которые действительно достойны вашего внимания - "ситуации, вызывающие тревогу". Для этого в базе Statistics & Events создаются документы Statistic Monitor.

Statistics/Alarm Reporter - система сбора статистики и генерации тревог


Рис.  11.3  Пример документа Statistics Monitor для контроля свободного пространства на диске

В документе Statistic Monitor содержится следующее.

·        Enabled/Disabled:

-

задаче Report разрешено/запрещено "интерпретировать" этот документ.

·        Server name:

- имя сервера или список имен серверов, на которые распространяется действие документа.

·        Statistic name: - название параметра, значение которого рассматривается при решении вопроса о возникновении тревоги. Эти названия выбираются из списка ключевых слов, который строится по формуле @DbColumn(""; ""; "($Statistics)"; 1) из скрытого вида ($Statistics). Для понимания смысла параметров лучше просмотреть виды 5. Names & Messages\Thresholds и 5. Names & Messages\Statistics Names и, для заинтересовавших вас параметров, соответствующие документы из этих видов.

·        Threshold operator: - операция, выполняемая при проверке значения параметра - Less that - меньше чем, Greater that - больше чем, Multiple of - кратно.

·        Threshold value: - значение, с которым сравнивается значение параметра.



·        Event severity:

- степень серьезности события типа Statistics, возникающего при выполнении условия.

·        Comments:

и Description: комментарии и описание - вычисляемые поля. Они пересчитываются по нажатию клавиши F9 или при сохранении документа.

Statistics/Alarm Reporter - система сбора статистики и генерации тревог


Рис.  11.4  Пример документа Statistics Monitor для контроля наличия "мертвой" почты

Statistics/Alarm Reporter - система сбора статистики и генерации тревог


Рис.  11.5  В виде представлены все ситуации, "вызывающие тревогу"

Например, согласно документу Statistic Monitor на Рис.  11.3 ситуация, "вызывающая тревогу", возникает, если на диске F

заданного сервера стало меньше 40 Мб свободного пространства. Согласно документу на Рис.  11.4 ситуация, "вызывающая тревогу", возникает, когда на одном из серверов в базе MAIL.BOX появилась "мертвая" почта.

Все, что вы определили, как ситуации, "вызывающие тревогу", будет представлено в виде 3. Statistic\Monitors базы Statistics & Events (Рис.  11.5).

В соответствии с выполненными настройками задача Report при обнаружении "тревожных ситуаций" будет генерировать события типа Statistics заданной степени серьезности. Эти события будут поступать в стандартную очередь событий сервера. Что происходит далее? Задача Event анализирует стандартную очередь событий, отбирает те из них, на которые "ей предписано реагировать", и соответствующим образом протоколирует их. События типа Statistics

обычно протоколируются в базу сбора статистики. В итоге в виде Alarms

базы STATREP.NSF (Рис.  11.6) при возникновении "тревожных ситуаций" станут появляться документы

Alarm (Рис.  11.7).

Statistics/Alarm Reporter - система сбора статистики и генерации тревог


Рис.  11.6  Вид Alarms содержит документы, описывающие события, "вызвавшие тревогу"

Statistics/Alarm Reporter - система сбора статистики и генерации тревог


Рис.  11.7  Пример документа Alarm - в MAIL.BOX появилась "мертвая" почта

В результате количество информации, которое вам действительно необходимо просмотреть в базе STATREP.NSF, существенно сократится.

Кроме того, открыв документ Alarm, вы можете кнопкой Create Trouble Ticket создать связанный с ним новый документ - Alarm Trouble Ticket - "карточку аварийной ситуации". По смыслу документ Alarm Trouble Ticket является заданием администратору сервера, на котором возникла неисправность, на ее устранение. Документ Trouble Ticket может быть как сохранен в базе STATREP.NSF, так и направлен письмом (кнопкой Mail Trouble Ticket) тому администратору, которому надлежит устранить возникшую неисправность. Сохраненные документы Trouble Ticket содержатся в базе STATREP.NSF в виде 6. Trouble Tickets\1. Alarm.

Statistics/Alarm Reporter - система сбора статистики и генерации тревог


Рис.  11.8  Пример "карточки аварийной ситуации"


Содержание раздела